ЛАЙА-ЙОГА. Индийский перечень чакр.
Глава V
ЛАЙА-ЙОГА
Индусские книги
Прошло уже почти двадцать лет с тех пор, как я написал о чакрах то, что было представлено в предыдущих главах. Но тогда я лишь поверхностно был знаком с обширной литературой на эту тему на санскрите. С той поры появилось несколько важных трудов на английском языке, среди которых "Змеиная сила" Артура Авалона (с приложением книги "Шатчакра-Нирупана" в его же переводе),* "Тридцать малых Упанишад" в переводе К. Нараянасвами Айяра, и "Шива-Самхита" в переводе Шри Чандра Видьярнавы. Эти работы широко рассматривают предмет чакр, но есть и много других, так или иначе их касающихся. Книга Артура Авалона содержит прекрасные серии цветных иллюстраций всех чакр в символической форме, как их всегда изображают индусские йоги. Постепенно эти знания становятся известными на Западе, и для пользы моих читателей я попытаюсь дать в этой книге краткий очерк на эту тему.
__________
* А.Авалон в своей книге описал и подробно объяснил учение о кундалини, а перевод "Шатчакра Нирупаны" ("Описание шести чакр") шёл в качестве одного из приложений к книге, но в издание русского перевода "Змеиной силы" не включен. Недавно он был опубликован в сборнике йогических текстов "Путь Шивы", Киев, 1994, Общество ведической культуры. — Прим. перев.
Индийский перечень чакр
В санскритских книгах упоминаются все те же чакры, что и мы описали, за исключением того, что, как я уже говорил, вместо центра, расположенного в области селезенки, в Индии всегда выделяют свадхистхану.
Источники эти незначительно расходится между собой по числу лепестков, но в целом они согласуются с нашим описанием, хотя в Индии по некоторым причинам в число чакр не включают центр на макушке головы, ограничиваясь только шестью чакрами. Венечный центр там называют сахасрара падма — лотос с тысячей лепестков. Меньшая чакра с двенадцатью лепестками внутри него изучена ими и указывается правильно. Шестая чакра у них содержит два лепестка, а не девяносто шесть, но, несомненно, они имеют в виду разделение этого центра на две половинки, упомянутое в 1-ой главе.
Расхождения в количестве лепестков не особенно важны. Например, в "Йога Кундалини Упанишаде" говорится о шестнадцати лепестках сердечной чакры вместо двенадцати, а в Дхьяна Бинду Упанишада" и "Шандилья Упанишада" упоминают о двенадцати, а не десяти спицах в пупочной чакре. Целый ряд работ также описывает другую чакру ниже сердца и несколько центров между межбровной чакрой и макушечным лотосом, которые имеют очень большое значение. В "Дхьяна Бинду Упанишаде" говорится, что лотос в области сердца имеет восемь лепестков, но, судя по описанию медитации на этой чакре (как мы увидим позже), возможно, это относится к вторичной Сердечной чакре, о которой я уже упоминал. Также существуют некоторые разногласия относительно цвета лепестков, как видно из сравнительной таблицы V.
Таблица V. Цвета лепестков лотоса.
Чакра |
Наши наблюдения |
Шатчакра Нирупана |
Шива Самхита |
Гаруда Пурана |
1 |
Огненно оранжево-красный |
Красный |
Красный |
... |
2 |
Сияющий, солнцеподобный |
Ярко-красный |
Ярко-красный |
Солнцеподобный |
3 |
Разнообразные красные и зеленые |
Голубой |
Золотой |
Красный |
4 |
Золотой |
Ярко-красный |
Темно-красный |
Золотой |
5 |
Голубой, серебристый, светящийся |
Дымчато-лиловый |
Сверкающе-золотой |
Луноподобный |
6 |
Желтый и лиловый |
Белый |
Белый |
Красный |
Неудивительно, что такие различия должны быть зарегистрированы, так как, несомненно, чакры разных людей и рас различаются так же, как и способности их наблюдателей. То, что мы описали в главе I, есть результат тщательных наблюдений множества людей, изучающих оккультизм на Западе, которые предприняли все возможное для сравнения своих наблюдений и подтверждения увиденного ими.
Изображения чакр, сделанные индийскими йогами для своих учеников, всегда символичны и никак не отражают реальный вид чакр, но при этом стараются указать их цвета и количество лепестков. В центре каждого такого изображения находятся: геометрическая фигура, буква санскритского алфавита, животное и два божества, мужское и женское. Для примера рассмотрим изображение cердечной чакры из книги "Змеиная сила" Артура Авалона и попытаемся объяснить, что же означают различные символы чакр.
Изображения чакр
Цель лайа или кундалини йоги та же, что и любой другой формы индийской йоги — соединить душу с Богом. А для этого необходимы усилия трех видов — усилия Любви, Мысли и Действия. Хотя в одной школе йоги особое внимание может уделяться только усилию Воли (учение "Йога Сутры"), в другой — главным образом предписывается Великая Любовь (так учил Арджуну Шри Кришна в "Бхагавад Гите"), тем не менее всегда подчеркивается, что усилия должны прилагаться во всех трех направлениях. Патанджали предлагает начинающему такие три этапа: тапас, или очищение, свадхьяя, или изучение духовного, и Ишвара пранидхана, или постоянная преданность Богу. Шри Кришна, пояснив своему ученику, что Мудрость — наиболее ценное средство служения и наибольшее жертвоприношение, которое можно совершить, добавляет, что она может быть познана только Преданностью, Исследованием и Служением, и завершает свою речь знаменательными словами: "Мудрости научат тебя Мудрецы, Провидцы истины". В книге "У ног Учителя", которая является одним из самых современных изложений восточных учений, упоминаются те же три усилия, ибо готовность кандидата включает умение различать, практику хорошего поведения и развитие любви к Богу, Гуру (или Учителю) и человеку.
Для понимания йоговских изображений чакр необходимо постоянно помнить, что они предназначены для помощи кандидату по всем трем направлениям развития. Необходимо, чтобы он овладел знаниями об устройстве мира и человека (то, что сейчас мы называем теософией) и развил глубокую и сильную преданность через служение Божественному прежде, чем он попытается пробудить внутренние слои кундалини и провести ее (об этой силе всегда говорят как о богине) через чакры.
Поскольку имеются в виду все эти три цели, в каждой чакре мы можем найти определенные символы, связанные с учением и преданностью. И вовсе не следует рассматривать их как как какую-либо существенную или рабочую часть чакры. В службах Либеральной Католической церкви мы имеем западный пример того же, что и в коллективных практиках йоги. В церкви также пытаются одновременно стимулировать преданность и передавать духовные знания, практикуя магию, заключенную в церковных ритуалах. Мы также должны помнить, что древние йоги, скитаясь повсюду и живя в лесах, очень редко обращались к книгам на пальмовых листьях и поэтому нуждались в мнемонических средствах, подобных этим символам. Время от времени они усаживались у ног своих Гуру, а потом могли легко вспомнить и повторить теософию, изученную при помощи знаков, аналогичных изображенным здесь.
Рис. 10. Индусская диаграмма сердечной чакры
Сердечная чакра
Вряд ли возможно было бы пытаться полностью объяснить здесь символику всех чакр. Будет достаточно пояснить, что же могут означать их символы в случае сердечной чакры, или анахаты, которая изображена на нашем рисунке. Одна из наибольших трудностей заключается в том, что для большинства этих символов имеется несколько различных интерпретаций, а индийские йоги, тщательно скрывая свои знания от исследователей, возвели непреодолимый барьер, каменную стену нежелания сообщать свои знания или мысли кому-либо, кроме ученика, который пришел с одной-единственной целью — всецело посвятить себя лайа-йоге, с готовностью провести в работе всю жизнь, чтобы достичь успеха.
Сердечная чакра описана в "Шат-чакра Нирупане" (22-27), цитату из которой мы приводим ниже:
"Следующий лотос выше пупка, в области сердца... Он красный, как цветок Бандхука... Здесь живет Пуруша (Дживатма). Этот лотос сердца нужно отличать от другого, восьмилепесткового лотоса, находящегося немного ниже его, на котором нужно сосредотачиваться при умственном почитании своего божества-покровителя. Здесь находится дерево Калпа, исполняющее желания, и сверкающий драгоценностями алтарь под ним... Это — лотос с двенадцатью лепестками и ярко-красными буквами: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. Здесь центр Таттвы воздуха. Согласно "Шат-чакра Нирупане", область воздуха — это шестиугольник, образованный из двух треугольников, один из которых перевернут. Его цвет подобен дыму, потому что он окружен массами пара. Его Биджа — "ЙАМ" — сидит на белой антилопе, которая обозначает Таттвы воздуха. Здесь находится Иша — высший Господь первых трех чакр, и Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, "чье сердце смягчается питьем нектара", и Шакти в форме перевернутого треугольника — Трикона, в котором на ходится золотой Вана-лингам, "радостный от прилива желания", и Хамса, как Дживатма, подобный "неподвижному пламени свечи в безветренном месте".
Ниже околоплодника этого лотоса находится красный восьмилепестковый, обращённый вверх. В нём — древо Кальпы, украшенный драгоценными камнями алтарь с навесом над ним, украшенный флагами и всем подобным, являющийся местом умственного служения.
__________
* Arthur Avalon, "The Serpent Power", 2-е издание, с. 64. Приведённый здесь текст, взятый, по всей видимости, из русского издания упомянутой книги, не совпадает дословно с приведённым Ледбитером, поскольку, вероятно, взят непосредственно из перевода с санскрита; последний же абзац отсутствовал в русском переводе. (см. Артур Авалон. "Змеиная сила", Киев, 1994, стр. 86-87.)
Лепестки и буквы
Лепестки каждого лотоса, как мы уже видели, образованы первичными силами, излучаемыми внутрь тела вдоль спиц колеса. Число спиц определяется количеством энергетических составляющих той силы, которая проходит через данную чакру. В данном случае лепестков — двенадцать, а присвоенные им буквы, очевидно, символизируют определенную часть всеобщей творческой способности или или жизненной силы, входящей в тело. Это буквы от Ка до Тха, взятые по порядку из санскритского алфавита. Этот алфавит необычайно научен — повидимому, ни один из западных языков не имеет ничего подобного — и его 49 букв обычно располагаются в виде приведённой таблицы. Чтобы обеспечить достаточное количество букв для всех пятидесяти лепестков шести чакр, к 49 буквам добавляется еще лигатура Кша.
Таблица VI. Санскритский алфавит.
Для целей йоги йоги принято считать, что этот алфавит включает совокупность человеческих звуков, которые, с точки зрения речи, являются материально расширенным выражениям единого творящего (созидательного) звука или слова. Подобно священному слову АУМ (звучание которого начинается сзади во рту звуком "А", пересекает его центр звуком "У" и заканчивается на губах звуком "М"), этот алфавит отображает всю творящую речь, и таким образом, набор сил. Соответствие между буквами и чакрами таково: шестнадцать гласных относят к горловой чакре, буквы от Ка до Тха — к сердечной, буквы от Да до Пха — к пупочной, буквы от Ба до Ла — ко второй чакре, буквы от Ва до Са — к первой чакре. Ха и Кша отданы аджна-чакре, а лотос ахасрары, или венечная чакра, как считается, включает весь алфавит, повторенный двадцать раз.
Мотивы соответствия букв определенным чакрам нам не до конца ясны, но налицо увеличение числа сил по мере восхождения по чакрам. Возможно, что основатели школы лайа-йоги имели более детальные сведения об этих силах и использовали буквы для их обозначения так же, как мы используем буквы для обозначения углов в геометрии или для излучений радия.
Практика медитации на этих буквах, очевидно, должна как-то привести к достижению "внутреннего звука, убивающего внешний", если использовать выражение из "Голоса Безмолвия". Научная медитация индусов начинается с концентрации на представленном объекте или звуке, и только когда ум прочно зафиксирован на нем, йог пытается перейти к осознанию его высшего смысла. Так, при медитации на Учителе он сначала воображает его физический облик, а затем старается почувствовать его эмоции, понять его мысли и так далее.
В таком понимании сущности звуков йог пытается перейти внутрь от звука, известного нам и произносимого нами, ко внутреннему качеству и энергии этого звука; таким образом это помогает ему провести свое сознание от плана к плану. Создается впечатление, что Бог творил разные планы, произнося этот алфавит, а наши слова есть его низшая спираль. В этой форме йоги стремящийся старается путем внутреннего погружения, или лайи, вернуться по этому пути и, таким образом, приблизиться к Божественному. В книге "Свет на пути" нас призывают вслушиваться в Песнь жизни и стараться уловить ее скрытые, или высшие, тона.
Мандалы
Шестиугольная мандала, или "круг", занимающая середину сердечного лотоса, взята в качестве символа воздуха. Считается, что каждая чакра связана с одним из основных элементов — землей, водой, огнем, воздухом, эфиром и умом. Эти элементы следует рассматривать как состояния материи, а не как то, что мы понимаем под элементами в современной химии. По своей сути они эквивалентны терминам: твердый, жидкий, газообразный, воздушный, эфирный, и в чем-то аналогичны нашим подпланам и планам: физическому, астральному, ментальному и т.д. Эти элементы отображаются определенными янтрами, или символическими фигурами, которые даются согласно "Шат-чакра Нирупане" и изображаются внутри околоплодника каждого лотоса соответственно табл.УП.
Иногда вместо желтого цвета указывается оранжево-красный, вместо дымчатого — голубой, и вместо белого в пятой чакре — черный, хотя объясняется, что черный обозначает синий.*
__________
* Это может показаться странным, если не учитывать, что белый — это синтез всех цветов, а все наши цвета — лишь один короткий участок в космическом спектре, и занимает он в нем именно позицию синего. — Прим. ред.
Таблица VII. Символические формы элементов.
Чакра |
Элемент |
Фигура |
Цвет |
1 |
Земля |
Квадрат |
Желтый |
2 |
Вода |
Полумесяц |
Белый |
3 |
Огонь |
Треугольник |
Ярко-красный |
4 |
Воздух |
Два пересекающихся треугольника (шестиугольник) |
Дымчатый |
5 |
Эфир |
Круг |
Белый |
6 |
Ум |
... |
Белый |
Западному читателю может показаться удивительным, что ум помещается среди элементов, но так не кажется индусу, ибо он считает ум инструментом сознания. Индус смотрит на вещи своеобразно, с высочайшей точки зрения, по-видимому, часто даже с высоты Монады. К примеру, в VII главе "Бхагавад Гиты" Шри Кришна говорит: "Земля, вода, огонь, воздух, эфир, манас, буддхи, принцип личности (ахамкара) — вот восемь подразделений моей природы (Пракрити)". Ниже Он говорит об этих восьми как о своем "низшем проявленим".
Эти элементы связаны с идеей планов, как ранее объяснялось, но нет уверенности, что с ними как-то особенно связаны чакры. Но несомненно, когда йог медитирует на этих элементах и соответствующих им символах в каждой чакре, он восстанавливает в себе схему планов. Йог может использовать эту медитацию как средство для поднятия своего центра сознания сквозь уровни плана, на котором работает, к седьмому, или высшему уровню, и затем перейти к чему-то еще более высокому.
Совершенно независимо от возможности выхода на высший план в полном сознании мы имеем здесь средство поднятия сознания до того уровня, где оно может почувствовать влияния высшего мира и получить впечатления свыше. Полученная и прочувствованная таким образом сила или влияние, без сомнения, и есть тот "нектар", о котором говорят восточные книги; о нем мы еще скажем в связи с поднятием пробужденной кундалини к высшему центру.
Янтры
В книге "Тонкие силы природы"* Пандит Рама Прасад дарит нам глубокое учение о мотивах выбора геометрических форм этих янтр. Его пояснения слишком длинны, чтобы воспроизвести их полностью, но можно очень кратко изложить некоторые основные его идеи. Он утверждает, что, так как существует светоносный эфир, являющийся носителем света для наших глаз, то существуют и особые формы эфира — для каждого из ощущений: обоняния, вкуса, осязания, слуха. Эти чувства находятся в соответствии с фигурами в янтрах — запах с твердым (квадратом), вкус с жидким (полумесяцем), зрение с газообразным (треугольником), осязание с воздушным (шестиугольником), слух с эфирным (кругом). Распространение звука, по его мнению, имеет форму круга, так как звук распространяется во все стороны. Поэтому в пятой чакре находится круг. Распространение света, как он говорит, имеет форму треугольника, ибо любая точка в световых волнах движется немного вперед и под прямым углом к линии движения, так что, когда она завершает свое движение, образуется треугольник — отсюда треугольник в третьей чакре. Пандит утверждает, что аналогичные движения в эфире имеются и в случаях осязания, вкуса и обоняния. Он также высказывает свои соображения относительно форм фигур, которые связаны с этими движениями, в соответствующих чакрах.
_________
* Rama Prasad, "Nature Finer Forces", с. 2 и далее. Выпущено под названием "Невидимые силы природы" в сб. "Секреты тантрического дыхания", М., 1998.
Животные
Антилопа с ее быстрыми ногами — очень подходящий символ для воздуха, а биджа (семя) — мантра (т.е. звук, в котором проявляет себя энергия, управляющая данным элементом)* звучит как ЙАМ. Это слово произносится как буква "й", сопровождаемая нейтральной гласной "А" (наподобие звука "а" в англ. "India") и носовым послезвуком, похожим на тот, что часто встречается во француском языке. Над буквой, представляющей этот звук, имеется точка. В ней — божество, которому следует поклоняться в этом центре — трехглазый Иша. На рисунках других чакр можно увидеть слона — символ земли (из-за своей массивности) и эфира (из-за своей выносливости); макару (крокодила) — в воде второй чакры; барана — в третьей чакре (он считается огненным, или агрессивным животным). Для определенных целей йог может представить себя сидящим на этих животных и использовать энергию, символизируемую их качествами.
__________
* "Естественное имя чего-либо — это звук, который произносится действием движения сил, составляющих его. Поэтому говорится: кто мысленно или устно произнесет с творческой силой природное имя чего-либо, тот приносит в бытие вещь, которая породила это имя" (А. Авалон. "Змеиная сила", Киев, 1994, стр.70). — Прим. перев.
Божества
В некоторых из этих Мантр заложена замечательная идея, которую можно рассмотреть на примере широко известного священного слова АУМ. Считается, что оно состоит из четырех частей — "А", "У", "М" и ардхаматры. Вот как об этом говорит "Голос Безмолвия":
"И тогда только можешь ты покоиться между крылами Великой Птицы. Воистину сладок отдых в крылах Того, что не подлежит рождению и смерти, что есть АУМ на протяжении бесконечных веков".
В примечании к этому Е.П.Блаватская пишет:
"Кала-хамса, "птица" или лебедь. Нада-бинду упанишада (см. Риг Веду в переводе Теософического о-ва в Кумбхаконаме) говорит: "Слог А рассматривается как её правое крыло, У — как левое, а ардха-матра (пол-меры) считается её головой".
Йог, достигнув в своей медитации последнего, третьего, слога, переходит к четвертому, который — само безмолвие. В этом молчании он думает о Божестве.
В разных книгах чакрам приписываются разные божества. К примеру, в "Шат-чакра Нирупане" Брахма, Шива и Вишну помещены в первой, второй и третьей чакрах соответственно; в других чакрах размещены разные формы Шивы. Но "Шива Самхита"* и некоторые другие источники упоминают Ганешу (слоноголового сына Шивы) в первой, Брахму во второй и Вишну в третьей чакрах. По-видимому, различия обусловлены культовыми особенностями сект.
__________
* Русский перевод дан в сб. "Путь Шивы".
Вместе с Иша в рассматриваемой нами чакре имеется и женское божество — Шакти Какини. "Шакти означает "сила" или "способность". Сила мысли описывается как шакти ума. В каждой из шести чакр есть одно из женских божеств — Дакини, Ракини, Лакини, Какини, Шакини и Хакини, отождествляемые с силами, управляющим различными Дхату, или телесными субстанциями. В этой (сердечной) чакре Какини сидит на красном лотосе. У нее четыре руки (т.к. она имеет четыре силы или функции). Двумя руками, как и Иша, она дарует блага и рассеивает страхи, две другие ее руки держат петлю (видоизмененный символ египетского креста Анкх) и череп (несомненно, символ побежденной низшей природы).
Медитация тела
Иногда медитации, обычно предписываемые для этих чакр, предназначаются всему телу в целом. Об этом следующий отрывок из "Йога-Таттва Упанишады":
"Существует пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Так как тело состоит из пяти элементов, то оно делится на пять областей. Говорят, что от ступней до колен идет область земли, она четырехугольна по форме, желтого цвета и ей соответствует буква Ла. Медитация на этой области должна проводиться так: задержав дыхание со звуком Ла вдоль области земли (от ступней до колен), надо представить себе Брахму золотого цвета с четырьмя лицами и медитировать на нем...
От колен до ануса простирается область воды. Вода имеет форму полумесяца, белый цвет, и букву Ва — для ее биджи (семени). Поднимая дыхание со звуком Ва вдоль области воды, необходимо медитировать на боге Нараяне, имеющем четыре руки и венец на голове; цвет его — цвет кристалла чистой воды, одет он в оранжевые одежды и неувядаем...
От ануса до сердца идет область огня. Огонь — треугольной формы, красного цвета, и биджа (семя) его — буква Ра. Поднимая дыхание, ставшее сверкающим через звук Ра, вдоль области огня, надо медитировать на Рудре, имеющем три глаза, исполняющем все желания; цвет его — цвет полуденного солнца, он посыпает все вокруг священным пеплом и имеет довольное выражение лица...
От сердца до середины межбровья идет область воздуха. Воздух — шестиугольной формы, черного цвета, и сияет с буквой Я. Поднимая дыхание вдоль области воздуха, необходимо медитировать на Ишваре, всеведущем и многоликом...
От центра между бровями до верхушки головы идет область эфира. Она круглой формы, дымчатого цвета и сияет с буквой Ха. Поднимая дыхание вдоль области эфира, необходимо медитировать на Садашиве — как на дающем счастье, как имеющем форму бинду (капли), как Великом Дэве, как имеющем форму эфира, как сияющем, словно чистейший кристалл, как носящем молодой месяц на своей голове, как имеющем пять лиц, десять голов и три глаза, как имеющем приятное выражение лица, как вооруженного всеми видами оружия, как украшенном всеми украшениями, как имеющем богиню Уму в одной половине своего тела, как готовом дарить благосклонность, и как причину всех причин".
Приведенные отрывки в некоторой степени подтверждают наше предположение, что иногда те принципы, на которых нас просят медитировать, применяются к частям тела с чисто мнемоническими целями, а не с прямым намерением воздействовать на нмх.
Узлы
В центре сердечного лотоса изображен трикон, или перевернутый треугольник. Так не у всех центров, а только у корневой, сердечной и межбровной чакр. Эти чакры содержат три специальных грантхи, или узла, через которые кундалини должна пробивать дорогу по пути своего следования. Иногда первый узел называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, третий — узлом Шивы. Кажется, здесь символически заложена идея о том, что пронизывание этих чакр каким-то образом влечет за собой особое изменение состояния, повидимому, от личности к высшему я, а затем — к монаде, т.е. к тем областям, которыми, можно сказать, управляют данные Аспекты. Однако это может быть верно уже во вторую очерель, ибо мы наблюдали, что сердечная чакра получает впечатления от высшего астрала, горловой центр — от ментала, и так далее. Божество каждого такого треугольника представлено в виде лингама, или инструмента порождения. Дживатма (буквально "живое я"), указывающий вверх, подобно "пламени свечи", есть Эго, которое представлено в образе пламени, не колеблемого ветром, потому что ему, в отличие от личности, не причиняют страданий обстоятельства материальной жизни.
Вторичный сердечный лотос
Второй маленький лотос, расположенный под сердечной чакрой, также является характерной особенностью этого центра. Он используется для медитации на изображение Гуру или Аспекта Божества, который или особенно привлекает, или назначен для поклоняющегося. Истово верующий представляет себе остров самоцветов, на котором растут прекрасные деревья и есть алтарь для богослужения. В "Гхеранда Самхите" это описано так:
"Пусть он созерцает море нектара в своем сердце; посреди этого моря есть остров драгоценных камней, даже песок на нем из измельченных бриллиантов и рубинов. Повсюду на острове растут деревья Кадамба, покрытые прекрасными цветами. А возле них, как защитная стена, ряд цветущих деревьев, таких как малати, малика, жати, кесара, чампака, париджата и падма, и аромат их цветов распространяется вокруг. В центре этого сада йог должен представить себе прекрасное дерево Кальпа с четырьмя ветвями, представляющим четыре Веды; и что они усыпаны цветами и плодами. Там жужжат насекомые и поют птицы. Под этим деревом пусть он представит себе дорогой помост из драгоценных камней, на нем великолепный трон, инкрустированный драгоценностями, и что на троне этом — сидит его особое Божество, как научил его Гуру. Пусть он созерцает присущую ему форму, украшения тело этого Божества"*.
__________
* Gheranda Samhita, VI, 2-8, Перевод Шри Чандра Видьярнава.
Медитирующий воображает эту прекрасную картину настолько живо, что на некоторое время погружается в собственные мысли и совершенно забывает внешний мир. Процесс этот, однако, не всецело воображаемый, ибо он является средством достижения постоянной связи с Учителем. Как образы людей, созданные теми, кто после смерти попал в высший мир, наполняются жизнью их эго, так и Учитель наполняет своим истинным присутствием мыслеформу, произведенную его учеником. Через эту мыслеформу может быть дано истинное вдохновение, а иногда и наставление. Относительно этого интересен пример старого индуса, жившего как йог в деревушке округа Мадрас, который утверждал, что он был учеником Учителя Морьи. Около сорока пяти лет тому назад этот Учитель путешествовал по Южной Индии и зашел в селение, где жил этот человек, ставший его учеником. Старик утверждал, что он не потерял связи со своим Учителем даже после его ухода, поскольку тот имел обыкновение часто являться ему и наставлять его через внутренний центр.
Индусы придают большое значение необходимости Гуру, или Учителя, и когда находят его, поклоняются ему с великим почитанием. Они постоянно повторяют, что он должен считаться божественным. В "Теджобинду Упанишаде" говорится: "Самый дальний предел всех мыслей есть Гуру". Они утверждают, что даже когда думают о славных качествах божества, то это представление всё равно преуменьшает совершенства Учителя. Мы, знающие Учителей, ясно понимаем истиннность этого. Ученики находят в своих Учителях высоты сознания, прекрасные и славные, превышающие все ожидания. И это не значит, что они считают Учителя равным Богу, но та часть Божественного, которой достиг Учитель, затмевает их предыдущие представления об этом.