БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ
«Именно сердце чувствует Бога, а не разум. Вот что такое вера».
Блез Паскаль родился 19 июля 1623 г. во французском городке Клермен в дворянской семье Этьена Паскаля. Рано лишился матери. Отец решил остаться вдовцом и посвятить себя воспитанию детей — их в семье было трое: Блез и две сестры. Будущий гений рос, как все дети, выделяясь разве что своей любознательностью. Так, однажды за обеденным столом кто-то зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Но стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, 11-летний Паскаль проводит опыты, результаты которых ложатся в основу «Трактата о звуках».
Отец старался обучить мальчика языкам, настаивая, чтобы тот не отвлекался на пустяки. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углем выводить на полу различные фигуры и изучать их. Когда Паскаль-старший застал сына за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясен: 12-летний мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно дойдя до сути дела, заново доказал 32-ю теорему Евклида. Так постепенно раскрывался гений Блеза Паскаля. В двадцатилетнем возрасте Блез сконструировал счетную машину, за которую получил лично от короля Патент на изобретение с сохранением авторских прав на ее изготовление и продажу. В 1648 г., несмотря на болезнь ног, Паскаль завершил «опыты касающиеся пустоты» и доказал, что в природе нет так называемого «страха пустоты».
Он изучал равновесие жидкости под действием атмосферного давления. Исходя из своих открытий, Паскаль изобрел гидравлический пресс. Будучи уже известным, Блезу вдруг захотелось вырваться из храма науки, чтобы вкусить «прелестей» жизни. Свет встретил его с распростертыми объятиями. Знакомства с власть имущими, свободный вход в аристократические салоны, потакание всем своим прихотям и слабостям — вот что занимало Паскаля на протяжении нескольких лет.
Все это время его младшая сестра Жаккелина, монахиня из монастыря Пор-Рояль, ревностно молилась за спасение души своего распутного брата. И произошло чудо: Блез возвратился к сестре, раскаиваясь за беспутный образ жизни. Сожалея о потерянном впустую времени и мучимый угрызениями совести, он решает снова посвятить себя науке и садится за математику. Однако любые его попытки заполнить внутренний вакуум оказались напрасными, о чем он скажет впоследствии: «Все, что не Бог, не может меня утолить».
24 ноября 1654 г. Паскаль пережил мистическое озарение. Это был самый необычный опыт в его жизни, который сам он никогда не смог бы поставить — на этот раз опыт ставили над ним. В его возбужденном разуме отобразились живые слова мудрости, перемежающиеся сверхъестественными образами. Очнулся Блез глубокой ночью на полу в своей комнате. Придя в себя, он тут же записал услышанное откровение, на кусочек пергамента. С этой реликвией Паскаль не расставался до самой смерти, после чего друзья и обнаружили тайну.
Именно тогда Всевышний явился к нему не как Бог «ученых и философов», а как «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова». И эта встреча с Господом стала началом новой жизни Паскаля, оставившего свои опыты и научную практику, чтобы посвятить свое сердце и мысли Спасителю.
Лето от Рождества Христова 1654.
Понедельник, 23 ноября, день св.
Климента, папы и мученика, и других по Четьи-Минее, канун дня св. Хрисогона, мученика и др.
Часов с десяти с половиной и до половины первого ночи. Огонь. «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».
А не философов и ученых.
Уверенность. Уверенность. Чувство. Радость. Мир.
Бог Иисуса Христа.
Deum meum et Deum sestrum («Богу Моему и Богу Вашему». Ин. 20:17 — А.).
«Твой Бог будет моим Богом».
Забвение мира и всего, кроме Бога. Его можно обрести только путями, указанными Евангелием.
Величие души человеческой. «Праведный Отче, мир не познал Тебя, а Я познал Тебя».
Радость, радость, радость, слезы радости.
Я отдалился от Бога. Dereliquerunt me fonten aquae vivae («Меня, источник воды живой, оставили»).
«Боже мой, оставишь ли меня?» Да не буду разлучен с Ним вовеки.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа»
Иисус Христос. Иисус Христос. Я разлучился с Ним: я от Него бежал, отрекся, распинал Его. Да не разлучусь с Ним вовеки.
Хранить Его можно только путями, указанными в Евангелии.
Отречение полное и сладостное.
На листке пергамента Б.Паскаль также дописал:
Полная покорность Иисусу Христу и моему духовнику.
Вечная радость за один день подвига на земле.
Non obauiscar sermones tuos («Не забуду словес Твоих»). Amen.
Отныне он становится апологетом — защитником веры. В начале своего духовного пути Паскаль публикует «Письма к провинциалу» — ряд художественных эссе, сочиненных в виде переписки. В них он обличал политику иезуитов, стремившихся поймать в свои сети как можно больше прихожан любыми средствами. В ход шли всевозможные методы — от уговоров до запугивания. При этом вместо Христовых тесных врат проповедовался широкий путь, не требующий никаких изменений состояния грешника. Отцы-иезуиты настолько старались заполнить свои церкви народом, что без зазрения совести извращали, перекручивали и просто обходили Заповеди Евангелия.
«Письма» имели ошеломляющий успех в среде благочестивых христиан. Зато иезуиты рыскали повсюду, пытаясь найти автора, подписывавшегося псевдонимом, чтобы расправиться с ним. Копии «опасных» писаний сжигались, читатели преследовались. Но не только обличение фарисейства было задачей Блеза. Он хотел пробудить мир от спячки, всколыхнуть людей и рассказать им о Живом Боге.
Главной целью своей Паскаль считал служение Создателю. Так, однажды, выйдя из церкви после службы, он обратил внимание на молоденькую девушку, попросившую у него милостыню. Она была красавица, и Блез, зная дурные нравы местных жителей, был уверен, что сегодня же она станет жертвой какого-нибудь соблазнителя. Он обстоятельно расспросил, откуда она родом и почему просит милостыню. Оказалось, что бедняжка приехала из деревни, отец ее умер, а мать в больнице. Тогда Паскаль отвел ее к священнику в соседнюю духовную школу, дал денег и попросил позаботиться о ней: найти хорошее место, где она смогла бы зарабатывать на пропитание честным трудом. Кроме того, на следующий день он прислал женщину, которая помогла подобрать для нее одежду. Только Богу известно, сколько таких же несчастных были спасены от падения и гибели благодаря Паскалю, поскольку описанный случай стал известен только благодаря священнику, выпытавшего имя благодетеля у женщины, чтобы за него молиться.
Одним из самых отрадных занятий в последний год жизни Паскаля было паломничество по Парижским церквям. Он обошел их все, воздавая хвалу Тому, кто спас его от вечной гибели. Но особенно Паскалю нравилось посещать бедные церкви, где всегда он чувствовал присутствие Того, кто Сам явил себя бедным. Несмотря на молодость, здоровье Паскаля сильно ухудшалось. Появились ужасные головные боли. Из-за этого врачи запрещали любые умственные нагрузки.
После смерти Блеза друзья нашли целые пачки перевязанных записок, которые позже были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли». После мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль умер 19 августа 1662 года, исповедовавшись перед смертью у священника. Последними словами его были: «Да не покинет меня Бог никогда!»
Молодой гений, рано покинувший нашу землю, немногое успел сделать за отпущенные ему 39 лет: он опубликовал ряд научных работ, совершил несколько гениальных открытий в области точных наук. Но он успел главное: услышать сквозь суету жизни призыв Христа и откликнуться на него. И сегодня, спустя 388 лет со дня рождения Блеза Паскаля остается актуальным его вопрос ко всем нам: «Если человек создан не для Бога, то почему же он счастлив только в Боге? Если человек создан для Бога, то почему он противится Богу?»
А. Соколовский Источник