Медитация Випассана. Ходьба по методу випассаны.
Медитировать тонко. Без ориентации на определенную технику. Сложно настраивая весь инструмент «МЕДИТАЦИЯ». Потому что в медитации все имеет значение: от того, как вы почистили зубы, до настроения перед медитацией , включая все возможные тонкие настройки, известные только вашему сердцу и уму. Медитация - это как игра на фортепьяно: вроде как семь нот, но на самом деле каждая нота - это молоточек, ударяющий по трем струнам, - семь нот и 21 струна.
И если даже две стальных нити на одном звуке не подтянуты, вся композиция теряет смысл. Источник всей нашей музыки - это железо, но железо, кажется, не имеет отношения к творчеству, но это только кажется. Просто не видно прямой связи, а она есть: в медитации очень много скрытых связей, нужно быть очень внимательным, чтобы тонкость медитации, ее искусство приоткрылось человеку. Именно искусство медитации, а не какая-то конкретно техника. Если вы практикуете конкретную технику, она может создать намерение, а намерение уничтожает медитацию и уводит от реальной жизни. А потом мне говорят: медитация вредит моему бизнесу!
Конечно вредит, если это медитация с каким-то намерением достичь чего-то там, да еще плюс техника: все это дает сильную, постороннюю по отношению к жизни человека индукцию. Надо, чтобы медитация стала частью вашей жизни, ваших мыслей, ваших интересов, ваших проблем. Тогда медитация может быть трансформирующей! Иначе это воздушные замки. Когда медитация будет чистой и беспристрастной, тонкий мир будет открыт для вас и интуиция раскроется в полной мере.
Правильная техника медитации - это просто чистое осознавание в удобной позе, которая бы позволяла уму меньше отвлекаться. Лучше сидеть по-турецки или как-нибудь поджав ноги, чтобы энергия не разрывалась и можно было оттянуть часть биопотенциала к голове. Потому что большинство медитативной работы будет приходиться на голову и сердце. Я бы крайне не советовал делать какую-то конкретную технику медитации, а почему? - Делая конкретную технику медитации, вы заставляете ум двигаться в жестко определенном направлении, и не важно в каком: в сторону мысли или в сторону безмыслия - ни то, ни другое не принесет осознавания.
Также многие восточные техники медитации - очень сильные, крайне сильные приемы, они могут разрушить ум человека. Все техники медитаций, изложенные в древних книжицах по Тантре и йоге, - это техники других протоцивилизаций, живших до нас, и как известно, они все вымерли. Стоит ли повторять подобный опыт вымирания? А в медитации очень важна постепенность и естественность. Когда вы сидите в медитативной позе, старайтесь искать свой путь, просто расслабившись и наблюдая, как работает ваш ум. Поэтому чужая техника не подойдет, а только ваша: делая технику, ваш ум будет фиксироваться на методе, а не на осознавании.
Если же вы будете просто сидеть и наблюдать - какие мысли приходят, какие уходят, - беспристрастно, особо не мусоля этих гостей, то есть шанс увидеть, как эти мысли связаны с вами, как они вообще могут быть истощены, как они перестают приходить, если вы беспристрастны к ним. То же самое и дальше, когда начинает раскрываться видение: ничего не надо выдумывать, никаких техник из книжек. Просто прокладывайте свой индивидуальный путь в медитации, смотрите беспристрастно на то, что приходит, помня, что ваш ум совершенно свободен, что бы там ни появилось: оттенки необычных, неземных цветов или вдруг вас перенесет на другую планету, - вы должны наблюдать за всем приходящим как за иллюзорным, не существующим для вас. И так расти. Таким образом вы изучите всю линейку состояний и средств – и тогда медитация становится не нужной. Так как вы уже к этому моменту сформируете свое внутреннее пространство, «сферу», которая будет полностью и естественно, без усилий контролироваться вами.
Тогда медитация становится бессмысленной, просто сидя в любом месте, вы можете задать, набрать те параметры, какие вам необходимы. Это не будет напоминать технику, вы просто по своему желанию, без усилий сможете вызывать любое состояние и пространство бытия. Потому что дело не в медитации, она лишь помогает осознать, что человек может управлять своим внутренним миром, и что его ум полностью свободен. Если степень вашего посвящения будет высокой, вы будете уже постигать тайны мироздания и большой игры, внутреннюю инженерию, божественную механику, как я ее называю; постигать, что есть «маркеры», как передается и обрабатывается информация и тому подобное. Ну, можно и ничего не делать - просто наслаждаться жизнью, это кому как. Мы все очень индивидуальные существа и цветем по-разному.
Источник: Книга Р.И.Попова "Сто вопросов"
Випассана
Випассана — это медитационная техника, которая сделала просветленными больше людей, чем какая-либо другая, ибо випассана — это сама сущность. Во всех других техниках имеется такая же сущность, но в иных формах; в них входит и кое-что несущественное. Но випассана — это чистая сущность. Вы ничего не можете из нее выбросить и ничего к ней добавить.
Випассана настолько проста, что выполнить ее может даже ребенок. Более того, ребенку она удастся лучше, чем вам, потому что он еще чист и невинен и не заполнен отбросами ума.
Випассану можно выполнять тремя способами — вы можете выбрать себе тот, который подходит вам лучше.
Первый способ: осознавание своих действий, своего тела, ума, сердца. Гуляя, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, двигать ею с осознаванием, твердо зная, что вы двигаете рукой. Ведь вы можете делать это совершенно бессознательно, как механическое устройство... вы на утренней прогулке — вы можете гулять, не осознавая своих ног.
Будьте бдительны к движениям своего тела. Когда вы едите, будьте бдительны к движениям, необходимым для еды. Принимая душ, будьте бдительны к прохладе, к падающей на вас воде, к проистекающей из этого огромной радости — просто будьте бдительны. Это не должно происходить в бессознательном состоянии.
То же самое относительно ума. Какая бы мысль ни пробегала по экрану вашего ума, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни пробегала по экрану вашего сердца, оставайтесь свидетелем — не вовлекайтесь, не отождествляйтесь, не оценивайте, что хорошо, а что плохо; это не должно быть частью вашей медитации.
Второй способ: дыхание, осознавание дыхания. Когда вы вдыхаете, ваш живот поднимается, а когда выдыхаете — опускается. Поэтому второй способ выполнения випассаны — это осознавать живот: его подъем и опускание. Просто осознавайте поднимающийся и опускающийся живот, а живот находится очень близко к жизненным источникам, потому что ребенок соединен с жизнью матери через пупок. За пупком находится источник его жизни. Поэтому когда живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается жизненная энергия, источник жизни. Это тоже не трудно, а, возможно, еще и легче, поскольку представляет собой отдельную технику.
При первом способе вы должны осознавать тело, осознавать ум, осознавать свои эмоции, настроение. Поэтому первый способ включает в себя три шага. Во втором же способе всего один шаг: только живот — поднимающийся и опускающийся, а результат тот же самый. По мере того как вы начинаете осознавать свой живот, ум умолкает, сердце успокаивается, эмоции исчезают.
Третий способ заключается в осознавании дыхания там, где оно входит в тело. Ощущайте его в этой точке — в полярной животу точке — ощущайте его, когда оно проходит через ноздри. Дыхание, попадая внутрь, охлаждает ваши ноздри. Затем выходит наружу... входит внутрь, выходит наружу.
Это тоже возможно.
Таковы эти три способа, подойдет любой из них. Если хотите выполнять два способа сразу, можете это делать, ваше усилие станет более интенсивным. Если хотите выполнять сразу три способа, можете делать и это, в таком случае вероятность успеха еще более возрастет. Вам решать, какой способ вы изберете; выбирайте тот, который для вас проще.
Запомните: то, что проще, — правильнее.
Когда медитация обретет корни, а ум умолкнет, — ваше эго исчезнет. Вы останетесь, но никакого ощущения «я» не будет. Значит, двери открыты.
Теперь с любовной жаждой, с открытым сердцем ждите этот великий момент — величайший момент в жизни любого человека: ждите просветления.
Оно придет... оно непременно придет. Оно никогда не задерживается ни на одно мгновение. Как только вы настроитесь на правильную волну, оно внезапно ворвется в вас и преобразит вас.
Старый человек умер, пришел новый.
Сидение
Отыщите удобную позу, в которой можно сохранять бдительность на протяжении 40-60 минут. Спина и голова выпрямлены, глаза закрыты, дыхание обычное. Старайтесь не двигаться, меняйте позу лишь в том случае, если это действительно необходимо.
Главное во время сидения — наблюдать, как в точке чуть выше пупка вдох и выдох поднимает и опускает живот. Это не техника концентрации, поэтому во время наблюдения за дыханием ваше внимание будут отвлекать разные посторонние вещи. Но в випассане ничто не может быть помехой, поэтому, когда возникнет какая-либо помеха, прекратите наблюдать за дыханием и уделите внимание ей, а потом снова вернитесь к дыханию. Помехой может быть мысль, чувство, суждение, телесное ощущение, впечатление из внешнего мира и т. д.
Важен сам процесс наблюдения, а то, что вы наблюдаете, уже не так важно, и потому помните: не отождествляйтесь со всем тем, что к вам приходит; в вопросах и проблемах можно видеть таинства, приносящие вам наслаждение!
Ходьба по методу випассаны
Это обычная медленная ходьба, в основе которой — осознавание ног, касающихся земли.
Можно ходить по кругу или по прямой линии, 10-15 шагов туда и обратно, внутри или вне помещения. Глаза следует опустить, смотрите на землю в нескольких шагах впереди. Во время ходьбы внимание нужно направить на то, как каждая нога по очереди касается земли. Если возникнет какая-либо помеха, переключите свое внимание с ног на помеху, а затем снова на ноги.
Та же техника, что и при сидении, только объект наблюдения иной. Ходить следует 20-30 минут.
Источник: Книга Ошо "Медитация - первая и последняя свобода"